Корпоративы с душком

 

Тесные отношения внутри корпорации все больше пахнут сектантством

Каждый может сам выбрать себе веру в то, в силу чего действительно верит. К сожалению все больше наших людей предпочитают верить в деньги. Культ преуспевания в обществе набирает обороты. Информационное давление на простого человека постоянно: престиж, успех, продвижение по карьерной лестнице, умение делать деньги и руководить людьми, бизнес и достижение целей – об этом  твердят повсюду.

Полный гербалайф

О том, что бизнес может как-то быть связан с сектами, мы узнали в начале 90-х.. Тогда тысячи людей отдавали последнее, закупая оптовые партии продукции "Гербалайф", гробили свое здоровье, потребляя этот препарат и изводя знакомых, умоляя купить хоть упаковочку. Уже потом стало ясно, что при подготовке распространителей с ними проводилась работа. Им  внушали, что здоровье и преуспевание – это высшее счастье, а достичь его можно с помощью продажи и потребления "Гербалайфа". Сейчас этот препарат у нас в стране продавать-то и не должны после "былой славы", но методы, которыми пользовались распространители "чудо-средства", продолжают жить.

На заседание компании, продающей по методу сетевого маркетинга бытовую химию, я попала случайно. Оно проходило на квартире одного из активистов движения. Лекцию нам читал лысоватый дяденька – примерный семьянин, в прошлом "менеджер стола, стула и чертежа", инженер, проще говоря. После того, как предприятие перестало нуждаться в его услугах и приказало долго жить, он решил заняться сетевым маркетингом. В компании он достиг определенных успехов: у него есть несколько человек, которым он регулярно перепродает чудо-порошки и чудо-отбеливатели. Считается, что он уже построил свою цепочку и теперь может учить новичков, как это делается.

Лекцию он начал с того, что предложил нам два варианта: просто пользоваться супер-средствами или делать свой бизнес фактически из воздуха. Все, что нужно, - это регулярно покупать продукцию компании и рекламировать ее среди своих друзей. То, что бытовая химия в компании выходила раз в десять дороже, чем в магазине, его не смутило. "Зато товар хай-класса", – заявил он. Лектор был уверен, что участие в компании приносит ему реальный доход, хотя с цепочки, которая под ним работает, он пока не получает и тысячи рублей, он сам делает на продажах примерно столько же. Однако идти на биржу труда и искать легальную и, что важно, более высокооплачиваемою работу он пока не собирается. По секрету он сообщил, что он просто в самом начале дороги, ведущей в бизнес-рай, где вкушают "нектар" менеджеры и директора самого высшего звена.

Сходства и различия

В Православной Церкви на сетевой маркетинг имеют серьезный "зуб". Оно и неудивительно, ведь сетевые компании во многом напоминают секты.

Вербовка. Чем больше человек приведет с собой вновь прибывших, тем больше получит организация в целом. Только если в секте во главу угла ставится внедрение идей, то здесь речь идет о продаже товаров.

Четкая иерархия. Золотой менеджер, бриллиантовый директор, учитель, гуру по продажам…  Эти понятия кажутся почти синонимами. Биографию самых успешных работников из корпорации в сетевом маркетинге если не заучивают наизусть, то изучают довольно подробно. Каждое продвижение по сектантской или сетевой лестнице, как правило, обозначается отдельной должностью и специальным набором благ.

Лекции. Чтобы человек узнал, чему он все-таки поклоняется, в сектах адептов обучают основам веры. Семинары проводятся и в компаниях сетевого маркетинга (более подробно об их содержании читайте далее).

Бомбардировка любовью. Чтобы человек удержался в секте, его с первых дней окружают любовью и вниманием. Доброе слово, оно, конечно, и кошке приятно, а нашему вечно уставшему и измученному человеку - тем более. Сетевой маркетинг взял на вооружение и это правило. Каждый вновь приходящий сразу становится членом команды, ему говорят приятные и редкие в обычной жизни слова, что он просто не может отказаться от заманчивого предложения участвовать в делах компании.

Замещение. В сектах человеку предлагают доброе и, на первый взгляд, ненавязчивое общение. Он "ведется" на эту удочку, а потом понимает, что занятия и собрания проходят так часто, что у него не хватает времени на семью и друзей. В сетевом маркетинге собрания и семинары также часты, поэтому у родственников и близких есть два выхода: вливаться в компанию вместе с товарищем либо пропасть из его поля зрения.

Великий менеджер или мастер влияния

В США есть циничная для нашего уха поговорка, переводящаяся примерно как: "Если ты так умен, то покажи свои денежки". Дух капитализма, в основе которого лежит протестантский постулат: Бог тебя любит, если ты успешен, - за океаном является нормой жизни. Но менталитет россиянина немного другой, а нужно, чтобы был капиталистический. Кому это нужно? Конечно же, самой компании. Цель всех семинаров и психологических тренингов, проводимых сетевыми компаниями, а в последнее время некоторыми корпорациями, – это объяснить человеку, что он должен быть уверенным, успешным, стремиться к карьерному росту, что работа – это главная радость в жизни, а коллектив – это верные друзья, команда…

"Так в чем же проблема?" – спросит заинтересованный читатель. "Разве так плохо ходить на работу с радостью, быть успешным и уверенным в себе?".

– Безусловно, все эти тренинги были бы хороши, если не шло деструктивное давление на личность человека, – комментирует Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии. – Были случаи, когда люди, их посещавшие, оказывались в серьезной психологической зависимости от дальнейших занятий, добровольно шли на аналогичные курсы. И как туда не пойти, когда там тебе льстят: "ты будешь преуспевающим, богатым, здоровым, научишься влиять на людей…"?! Только вот странно, после этих тренингов от людей начинают отворачиваться старые друзья и коллеги. Некоторые серьезные кадровые агентства даже не берутся предлагать работодателям людей после "карьерных тренингов" из-за привитой им наглости в общении и психологической неадекватности.

Руководство многих крупных компаний, даже не имеющих отношения к сетевому маркетингу, часто выкладывает солидные суммы, чтобы заказать для своего персонала обучающие программы-тренинги, пригласить лектора с целью повышения продуктивности работы в коллективе. "Измерить" результат таких мероприятий практически невозможно. Иногда тренинг может иметь и опасные последствия: персонал уходит в депрессию, не видя положительных сдвигов в работе; идет большое расслоение в коллективе между "продвинутой" частью и теми, кто семинары еще не посещал. Пока не существует статистики "провальных" тренингов, зато известно, что они порождают новый "подвид" бизнес-семинаров, которые призваны устранять негативные последствия предыдущих.

Семинары для сетевиков проводят практически все компании, работающие в режиме сетевого маркетинга. Бизнес-семинарами будущих сотрудников обеспечивает ряд салонов по продаже сотовых телефонов и сеть магазинов фототоваров. Единичные случаи отправки сотрудников на тренинги были зафиксированы на оптовых базах. Статистики посещаемости тренингов у нас никто не ведет. Равно как никто не контролирует их содержание.

Пока говорить о влиянии сетевого маркетинга и бизнес-семинаров в крупных компаниях на личность человека можно только с сильными оговорками. Уж очень это новая и неизученная область, которую пока что предпочитают превозносить, ведь вера в деньги толерантна ко всем религиям, национальностям и уровням дохода.